Попадая в ситуации, которые мы воспринимаем как трудные или сложноконтролируемые, наша нервная система реагирует особым образом – возникает физическое и эмоциональное напряжение.
Стресс, выражаясь научным языком, это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему.
Стресс проявляет себя на трех уровнях: интеллект, эмоции, тело.
В стрессовой ситуации сначала идет осмысливание (замечу, что не только осознанное, но и подсознательное). Интеллект «примеряет» ситуацию к имеющемуся опыту, ищет знакомые схемы реагирования. Потом подключается эмоциональное реагирование (слабое или сильное). И только потом эти процессы закрепляются на физическом уровне.
Если пробежаться мысленным «сканером» по телу, вы заметите, что какие-то мышцы напряжены без какой-либо необходимости. Это могут быть сжатые челюсти, напряженный пресс, мышцы спины. Известный немецкий психолог Вильгельм Райх назвал это явление «мышечным панцирем». Он образуется у людей не умеющих отдыхать, расслабляться, т.е. снимать стресс.
В большинстве ситуаций стресс проходит несколько стадий:
- фаза тревоги. Организм мобилизует энергетические ресурсы, выносливость и работоспособность повышаются
- фаза сопротивления. Внешне все выглядит нормально, человек эффективно решает встающие перед ним задачи, однако если эта стадия продолжается слишком долго и не сопровождается отдыхом, происходит перерасход энергии
- фаза истощения (дистресс). Человек ощущает слабость и разбитость, снижается работоспособность, резко возрастает риск заболеваний.
У каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления). Чаще всего этот сценарии усваивается в детстве.
Переживать неприятные ощущения, связанные со стрессом, желание справляться с ними более эффективно, вообще испытывать стресс пореже – естественное стремление. И для начала, хорошо было бы познакомиться с обстоятельствами, которые «порождают» стресс, так называемыми стрессорами. Их можно разделить на три категории:
- обстоятельства, на которые мы не можем повлиять – это правительство, налоги, цены, погода, привычки других людей
- стрессоры, на которые мы можем и должны влиять. Это наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели, определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности в межличностном взаимодействии.
- события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Сюда можно отнести все виды беспокойства о будущем, а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить.
Если стрессовая ситуация повторяется редко и непродолжительно, организм успевает к ней адаптироваться. Но если стрессы накапливаются, возникают симптомы на которые стоит обратить внимание (замечу, что некоторые признаки стресса принимают вид настоящих заболеваний, например, гипертонии, язвы желудка, артрита):
- ухудшение памяти, частые ошибки
- невозможность сосредоточиться
- постоянное чувство усталости
- повышенная возбудимость
- быстрая речь
- повышенная тревожность
- бессонница
- сильное чувство голода или плохой аппетит.
Если стрессовые ситуации повторяются часто и длятся долго, симптоматика усугубляется, тогда речь идет о психологической травме.
Для работы со стрессом важно овладеть навыками самонаблюдения, уметь «сканировать» мышечное напряжение в собственном теле, обучиться способам релаксации, научиться выбирать ситуации, на которые можно повлиять, правильно определять приоритеты и цели.